Как это вообще — быть пейсмейкером на забегах
Рассказываем на примере RunCzech.
Пейсмейкер — опытный бегун, который задает темп во время забега и помогает другим финишировать с определенным результатом.
Катя Занозина, официальный пейсмейкер RunCzech, рассказывает, как все устроено у них в команде, и как работают vodiči (по-чешски «проводники») на дистанции.
Бег в мою жизнь пришел с переездом в Прагу. Оказавшись одна в незнакомой еще стране, незнакомом городе, я начала изучать его именно на бегу. Парки, набережные, мосты — Прага идеальна для созерцательных пробежек.
Но так как я человек, который любит ставить себе интересные цели, то увидев в городе рекламу Пражского полумарафона от RunCzech, сразу же туда захотела и, недолго думая, зарегистрировалась.
Это было зимой, а полумарафон проводится в апреле. Готовилась я с нуля. 21 км впервые пробежала на самом забеге, с целью просто добежать. Тогда для меня это была огромная дистанция, преодолением которой я невероятно гордилась. Никаких сомнений в том, зачем я это делаю, не было. Ведь весь полумарафон я бежала с толпой таких же обычных людей, на одной волне, улыбаясь и наслаждаясь видами города.
Было это в 2012 году, с этого момента я заразилась бегом и не уверена, что когда-то от этой зависимости излечусь. Через год к полумарафону добавился еще и Пражский марафон. Так пражские забеги застолбили место в моем календаре, и пропускать их я не планировала.
С 2016-го меня взяли в группу официальных пейсмейкеров на стартах серии RunCzech (фейсбук и инстаграм RunCzech Pacemaker Team). К тому моменту у меня в запасе было семь марафонов и результат на Пражском полумарафоне в районе 1:35.
Серия RunCzech состоит из семи забегов. Тут есть и десятка, и марафон, но в основном полумарафоны — самая популярная среди любителей беговая дистанция. Прага как столица собирает больше всего людей, включая мировую элиту. Но и остальные небольшие чешские городки, принимающие полумарафоны, не уступают пражским забегам по уровню организации.
Набирают группу пейсмейкеров в начале сезона сразу на целый год, на всю серию забегов. Нельзя прийти и сказать: «Я хочу пробежать с вами только Пражский марафон». Такого тут нет.
Весь сезон мы работаем определенным составом, и каждый из нас обязан пробежать минимум пять забегов, а лучше — все семь. Мы — часть команды RunCzech и отвечаем за то, какие впечатления останутся у бегунов, приехавших на эти старты.
По-чешски мы vodiči, проводники. Очень большое внимание уделяется новичкам в беге. Именно их мы должны правильно провести по дистанции и сделать так, чтобы бег для них не стал страданием, а в памяти от забегов остался только позитив.
На результат 4 часа и 4 часа 15 минут на Пражском марафоне всегда бежит по три пейсмейкера, чтобы внимание и поддержка достались максимальному количеству начинающих бегунов. Ведь именно это самое популярное время для первого марафона.
Работы у пейсмейкеров, которые бегут в более низком темпе, куда больше, чем у быстрых.
Тут надо и рассказать что-то интересное в процессе, и помочь советом, уговорить потерпеть или наоборот притормозить, подать воду на пунктах питания в жару и не забыть про губки. При этом ни в коем случае не превысить темп ни в один момент, так как для новичков это особенно критично.
При беге на более быстрый результат часто даже разговаривать никто не хочет. У опытных спортсменов уже и свой план питания, и свои методы настроя на работу. Нужно просто держать правильный темп, не отвлекаясь на разговоры.
В нашей команде RunCzech Pacemaker Team любят бег всей душой и пришли в пейсмейкерство, чтобы поделиться своей любовью и опытом. Я встретила здесь единомышленников.
Текучки в команде нет, состав из года в год меняется не сильно. Нас узнают от забега к забегу, и некоторые при выборе цели на старт уже выбирают по тому, с кем они хотели бы бежать.
Мне очень нравится быть частью этой команды. Я нашла людей, которые относятся к этой должности так же, как и я, мы с ними на одной волне и занимаемся любимым делом.
Для себя я найду кучу других забегов, которые могу пробежать на результат, в чешском календаре их хватает. Но что касается серии Runczech — на этих забегах просто классно быть из года в год, осознавать себя частью этих праздников, наблюдать, как бежит элита, да еще при этом иметь возможность помочь другим. Я получаю много позитивной энергии в процессе и после, очень много!
Пражский полумарафон открывает беговой сезон для многих. Толпы людей заряжаются бегом в первые выходные апреля и на этом заряде проводят активно весну и лето, может, и на осень хватает.
Я даже начала понимать людей, которые бегают этот полумарафон каждый год просто так, для настроения, даже если они не готовы улучшать свой результат. Совсем не ради медальки на финише, а ради этой особенной энергии и наслаждения бегущим городом.
Вести пражский полумарафон с флажком особенно волнительно и почетно. Марафон, конечно, вне конкуренции, но полумарафоном мы открываем весь сезон, презентуем себя, пробуем новую форму, новые кроссовки и задаем настроение всему сезону! По полумарафону многие нас помнят и будут уже на следующих забегах решать, бежать с нами или нет.
Марафон — это, безусловно, главный старт серии.
Людей, способных хорошо провести на время именно марафон, не так и много. Нужна полноценная подготовка, марафонская дистанция ошибок в подготовке не прощает.
И даже если ты совсем недавно осенью бежал быстрый марафон и показал супер крутой результат, то это еще не значит, что весной ты сможешь пробежать целый марафон с флажком за спиной, пусть и на более спокойное время. Без подготовки никак.
В пражском марафоне участвует весь город. Это и система общественного транспорта, которая готова полностью изменить график движения трамваев, и огромное количество работников скорой помощи, и закрытый для туристов Карлов мост, который только в этот день принадлежит бегунам и никому больше. А еще это люди, выходящие с плакатами на трассу в любую погоду.
Я так люблю момент, когда мы на 13-м километре бежим по Парижской улице на Староместскую площадь и пробегаем под крики толпы весь центр. К тому моменту мы уже бежим чуть больше часа, ноги уже приспособились к бегу, но никто еще сильно не устал.
Реакция болельщиков на нас, пейсмейкеров, всегда более бурная, чем на одиночных бегунов. Более того, я всегда болельщикам отвечаю, пытаюсь их еще больше завести. Каждый раз в этой части трассы у меня мурашки по коже и эндорфиновый приход.
Более-менее многолюдный кусок с болельщиками и по интересным улицам длится до 20-го километра. Потом радостная отметка полумарафона, разворот и приветствие встречного потока. И вот где-то к 24-му километру некоторым в группе становится тяжко. Тут очень нужно разговорить толпу, отвлечь от грустных мыслей, поддержать.
Ну, а дальше, как ни странно, следует самая «унылая» часть трассы марафона. Она прекрасна для тех, кто бежит на личный рекорд. Там очень ровный широкий асфальт, много места для каждого. Ничего другого в этот момент и не надо уже. Превращайся в робота, перебирай ногами и беги.
С этого момента единственное, что я отрабатываю на максимум — это пункты питания. Я раздаю всем воду и все чаще вручаю в руки изотоник, так как одной водой не обойдешься и нужны соли, а многие про это забывают. И, самое главное, каждый раз беру по 5–6 губок и на бегу тоже раздаю. Если до этого все радостно подбегали к столам с губками, то сейчас у многих уже не хватает на это сил и концентрации внимания. У меня же приоритеты — женщины и старики. Губки в первую очередь даю им, а потом уже крупным парням.
Конечно, на каждом забеге, который я должна вести, у меня есть план. Но никогда не знаешь, как оно пойдет. Мы не роботы.
Да, идеально ровный темп держать несложно. Но вокруг люди, и важно делать это не в одиночку, а с ними. Я часто «прислушиваюсь» к настроениям бегунов вокруг и корректирую немного темп так, чтобы со мной до финиша добежало как можно больше людей.
Я придумала один прием, который часто работает. Поделюсь секретом. Бежит человек и вдруг начинает замедляться. Бежит на максимум, но в какой-то момент у него наступает кризис.
Он хорошо готов, он может бежать на это время (часто по косвенным признакам это несложно определить), и это нормально, что у него кризис. Никто не застрахован от кризиса на 17-м километре полумарафона или на 35-м километре марафона, на которых решается всё.
Чаще всего бегуну очень тяжело и кажется, что «всё, сдаюсь», надо чуть ли не сходить. Он, может, и не догадывается о том, что этот кризис испытывают все. Да, и я тоже! Просто надо уметь это перетерпеть. Я часто ловлю у людей эти минуты кризиса.
Прием заключается в том, чтобы чуть подбодрить человека и немного замедлиться рядом с ним. Ты говоришь ему: «Беги рядом со мной, нога в ногу, не отставай». И сам в это время чуть сбрасываешь скорость и встаешь рядом. Главное, чтобы ему казалось, что он сначала замедлился, а потом сам смог догнать тебя.
И в момент, когда вы встали рядом, он больше верит в себя, верит тебе и начинает работать в твоем темпе. Чаще всего происходит чудо: человек оживает, потихоньку его темп выравнивается обратно на рабочий, и он даже ускоряется на финише!
В этот момент важно излучать позитив и смотреть в глаза. Контакт очень важен. Часто надо чем-то отвлечь, но без позитивных громких речей. Просто контакт и взгляд поддержки.
Конечно, это не на 100% работает, так как кризис может быть не временный, не в голове, а просто бегун не готов на это время. Тогда я ничем не помогу. Но уже несколько раз я лично наблюдала несколько моментов такого «воскрешения». Как же это приятно, и как же радуешься на финише результатам этих людей!
Во время бега иногда кажется, что поддержка не особо нужна, и сил реагировать на нее уже нет. Но подсознательно мы все равно хорошо ее воспринимаем. И пусть не можем отреагировать или поблагодарить, но мозг слышит приятные слова, и все это влияет на состояние и результат.
Наша команда RunCzech Pacemaker Team уже экипирована на этот беговой сезон, вовсю тренируется и готова на каждом из стартов серии оказать вам эту поддержку!