Григорий Лазарев — профессиональный спортсмен, мастер спорта по спортивному ориентированию. В 2011 году ушел из большого спорта, увлекся триатлоном и любительским бегом. В этом году решил сфокусироваться на трейлраннинге и зарегистрировался на Алтай Ультра Трейл. В интервью для НБ Григорий рассказал как готовился к старту, что помогло справиться со столь длинной дистанцией, а также поделился советами, которые могут пригодиться на дистанции.

Это первый горный ультрамарафон в Сибири, самый «дикий» среди российских трейлов: от места старта до ближайшего города по дороге 450 км, а до контрольных точек на дистанции можно добраться только пешком, на лошадях или вертолетом.

Подготовка

Готовиться к ультрамарафону я решил самостоятельно, так как хорошо знаю свой организм. Колоссальных объемов не выполнял, больше 2.5 часов за тренировку не бегал, только кросс-походы в горах по 5-6 часов. Максимальный недельный объем не превышал 100 километров.

Дикий ультрамарафон на Алтае 13

Во время подготовки прочитал книгу «Руководство ультрамарафонца» Хэла Кернера. Там нашел много полезных советов и понравилась идея — не так важен темп при подготовке, как длительные прогулки по 6-8 часов.

При выборе экипировки особое внимание уделил рюкзаку и выбрал 4-х литровый Compressport. Он оказался удобным, но маленьким — в него с трудом поместилась экипировка. На такие гонки, на мой взгляд, лучше брать рюкзак на 7-8 литров.

Старт

Старт проходил в поселке Тюнгур, на высоте 850 метров над уровнем моря. Я приехал за 40 часов, перед гонкой не мог нормально заснуть, нервничал. В 2:30 встал, проверил всю экипировку, надел фонарь, взял палки и пошел на старт.

Атмосфера была интересной, редко выбегаешь на дистанцию в такое время. Все были в приподнятом настроении и шутили. Стартовать должны были в три часа ночи, но организаторы чуть опоздали, поэтому старт задержался на 15 минут. Нас выстроили в стартовом створе.

Выстрел. Побежали.

Дикий ультрамарафон на Алтае 7

Еще до ультрамарафона я посмотрел финишный протокол прошлого года и изучил результаты участников на гладком марафоне, чтобы понять примерный уровень. Посчитал, что должен уложиться в двадцать часов.

Первые два часа я бежал с фонарем. В пять утра выключил, т.к. стало светать. Мы подошли к перевалу. Начал использовать палки и следующие 18 часов передвигался только с ними.

Немного переживал, что могу заблудиться, ведь, наверное, сложно было сделать качественную разметку на такой дистанции. Но волновался зря — маршрут был спланирован грамотно, вдоль больших ориентиров, и хорошо размечен.

Нам сказали, что медведи и другие опасные животные в этих местах не водятся. Я встретил только корову, и то испугался. В четыре часа ночи, когда мы бежали с фонарем, резко обнаружить перед собой морду с рогами — неожиданно.

После первых десяти километров перешел на шаг из-за сложного участка — начинался перевал и дорога из-за дождей сильно размокла. Постоянно смотрел на часы и старался контролировать, чтобы темп не опускался ниже 5 км/ч. Так же сложно было на 40-м километре, где был курумник — большие камни, через которые с трудом пролезал. Скорость сильно упала.

Дикий ультрамарафон на Алтае 5

С 48-го километра начался «вертикальный километр» — набор высоты 1000 метров за пять километров. Самая высокая точка — 3060 метров над уровнем моря. На высоте 2800 м начала кружиться голова, и участился пульс. Пришлось останавливаться, чтобы отдышаться.

На перевале ждал горячую еду, но, видимо, что-то напутал — её там не оказалось. Психологически тяжело пережил ошибку. Съел две мармеладки и выпил горячего чая. Хоть что-то горячее на перевале — это уже круто. После перевала распогодилось, передвигаться стало полегче. На будущее решил, что не помешает рисовать на руке легенду с точками питания.

На гонку я взял 16 гелей и 12 батончиков. Первые три часа ел по графику, а после вкусных апельсинов от волонтеров есть не хотелось. На перевале снова съел спортивное питание и больше не пользовался своей едой.

В следующий раз я бы взял с собой сухофрукты, а не только спортивное питание. Бутерброд с колбасой зайдет намного лучше, чем гель. Понимаю, что он менее полезный, но на гонке хочется настоящей еды.

Дикий ультрамарафон на Алтае 9

Я думал, что больше не будет сильных перепадов высоты, но при усталости даже небольшая горка давалась непросто. На 65-м километре получил долгожданный суп — лучшее, что я ел в жизни!

На 90-м километре догнал одного из участников. Выпили бульон, и он предложил идти вместе, хотя оставалось всего десять километров. Я согласился. Обычно 10 км — это 50 минут бега. Здесь я понимал, что с нашим темпом это выльется в два с половиной часа, а вдвоем идти проще.

На финише под подбадривания организаторов мы четыре раза пробовали разыграть места на «камень, ножницы, бумага». Решили, что это боевая ничья и отметились чипами вместе. Мой результат — 21:22:19.

После финиша можно было сходить в баню, но сил хватило только помыться в номере и завалиться спать. Проспал восемь или девять часов, а после пошел завтракать. Ноги не чувствовал, с трудом одолел три ступеньки.

Другие нюансы

Со второго часа гонки и почти до самого финиша я шел с плеером — это меня спасало. Выбирая, закачать музыку или аудиокниги — остановился на втором варианте. Я слушал шестую часть Гарри Поттера и повесть «Рита Хейуорт, или побег из Шоушенка».

На плеере поставил такую громкость, чтобы слышать окружающих. Ставил на паузу только при общении с волонтерами, а так — книга постоянно шла фоном, это помогло справиться с дистанцией.

Дикий ультрамарафон на Алтае 10

В плане организации всё понравилось. Это очень красивый и крутой ультрамарафон, но второй раз я бы его не побежал — психологически тяжело.  Захотелось приехать на другую гонку в эти места — 150 км за три дня. Бежать три дня по 50 км проще, чем за раз 100 км.

Алтай — уникальное место, всем советую посетить.

РАССКАЗАТЬ ДРУЗЬЯМ
Подпишись на регулярную рассылку с советами и статьями о беге

Первая полоса

23 малоизвестных факта об Элиуде Кипчоге
20 сентября 2018 10702

Истории 23 факта о жизни и карьере Элиуда Кипчоге, которые вы могли не знать

Нас очень удобно читать в Telegram Мы не пишем слишком часто, уважаем время читателя, и делимся всем самым интересным и полезным, что попадается в интернете по теме бега и ЗОЖа Присоединяйтесь! В прошлые выходные состоялся Берлинский марафон, на котором Элиуд Кипчоге установил

23 факта о жизни и карьере Элиуда Кипчоге, которые вы могли не знать
Заключительные три истории о людях, которые скоро пробегут свой первый марафон
20 сентября 2018 2315

Истории Три заключительные истории о людях, которые скоро пробегут свой первый марафон

На примере этих историй мы показываем, что марафонцами становятся обыкновенные люди, с самым разным бэкграундом, мотивацией и беговым опытом Мы пообщались с ними во время подготовки, а после финиша сделаем это снова Об остальных героях можно почитать здесь: часть 1, часть

Три заключительные истории о людях, которые скоро пробегут свой первый марафон
Видеоблог о том, как Ногибоги сгоняли в Чехию на Mattoni Olomouc Half Marathon
19 сентября 2018 1643

Отчёты о соревнованиях Ногибоги отправились в Чехию на Mattoni Olomouc Half Marathon (вы не поверите, что произошло дальше)

Похожую характеристику можно применить и к местному Mattoni Olomouc Half Marathon При этом когда мы ехали на него по приглашению организатора, компании RunCzech, ожиданий было ровно ноль: почти никто из нас ничего не слышал об Оломоуце Что это такое вообще И где  По итогу поездки мы не должны

10 составляющих мирового рекорда Элиуда Кипчоге на марафоне в Берлине
17 сентября 2018 8803

Мотивация 10 составляющих мирового рекорда Элиуда Кипчоге на марафоне в Берлине

Элиуд Кипчоге пробежал со временем 2:01:39, что на 1 минуту и 18 секунд быстрее предыдущего мирового рекорда кенийца Денниса Киметто Такого значительного улучшения марафонского рекорда не было последние 50 лет! Вот десять составляющих, благодаря которым Кипчоге удалось сделать

10 составляющих мирового рекорда Элиуда Кипчоге на марафоне в Берлине
Подпишитесь на нашу рассылку чтобы ничего не пропустить.
Мы не надоедливы, пишем нечасто и только по делу