Transalpine Run — эпичная многодневная гонка в мире трейлового бега, которая в 2019 году проводилась в юбилейный 15-й раз. Дистанция Transalpine Run — около 300 км, а общий набор — 16 000 метров (это как два раза подняться на Эверест с уровня моря).

Есть два маршрута: восточный и западный, которые чередуются из года в год. Восточный проходит по территории трех стран: Германии, Австрии и Италии, а западный, который бежали в этом году, «цепляет» еще и кусочек Швейцарии.

Во время Transalpine Run участники пересекают Альпы бегом с севера на юг и каждую ночь останавливаются в новом городке, где разбивается спортивный лагерь.

На гонку приезжают бегуны из разных уголков мира, в 2019 — из 50 стран. Украинскую команду в этом году представляли Денис Ткалич и Саша Шевченко.

Денис:

В прошлом году сразу после финиша Трансальпа я решил для себя, что хочу повторить, тем более, что в 2019-м предстоял совершенно другой, так называемый «западный» маршрут, который, по отзывам, сложнее и живописнее «восточного» (его я пробежал в 2018-м).

Напарник сам нашёл меня: Саша был в поисках нового вызова и мотивации и вполне справедливо решил, что Трансальп для этого подходит. В отличие от прошлого года, готовились мы отдельно, что, к счастью, не сказалось на результате. Пробежали только один совместный старт — Черногору.

Саша:

После нескольких лет подряд в режиме «два марафона в год» я сильно выгорел эмоционально и морально. Воскресные 30 километров по 4 минуты уже не были в радость и откровенно напрягали. Поэтому я решил попробовать метод «клин клином» — вышло ли, вы узнаете в конце наших историй, а пока — о самом приключении.

С Денисом мы встретились в декабре, за 10 месяцев до основного старта. Сначала нужно было детально проговорить наше видение процесса подготовки и забега. Это важно — тогда не возникает непредвиденных ситуаций из разряда:

— Соберись, тряпка…
— Да я приехал просто потрусить и финишировать!

Достаточно быстро обо всем договорились и отправились по своим делам, пометив в голове основную спортивную цель на 2019 год.

Главным вопросом для меня было правильно перейти с шоссе на трейлы. Здесь было сразу несколько составляющих: общая физическая подготовка, специальная подготовка, опыт стартов, техническое снаряжение. Я решил не быть очень оригинальным и обратился за тренерской помощью к Юре Климу — он тренировал две команды из Украины на Transalpine Run 2018, и сам тоже бегал эту многодневку.

Период подготовки условно можно разделить на две части — «столичная база» и «теплое развитие». С декабря по март я тренировался в Киеве — манеж, ОФП, специальные упражнения, кросс-тренинг — баскетбол, зал, бассейн, а также классические пробежки выходного дня в Голосеево. Иногда из-за рабочих поездок выпадал на пару дней, но период можно охарактеризовать на 4+ из 5.

«Теплое развитие» — развитие беговой трейловой формы в весенне-летний период — вышло очень скомканным. Причины разные — мотивация, травмы, работа. Такой забег как Transalpine Run требует очень хорошего фокуса на подготовке. Хотя, как показал опыт, в трейле всегда что-то может пойти не так, и даже идеальный тренировочный период не гарантирует желаемый результат.

В подготовке к гонке мой месячный объем не превышал 300 км в месяц, а стартов мне удалось сделать аж два — Сколе 55 км и Черногора 60 км. Оба очень посредственно по разным причинам. Но я не сильно расстроился — решил выжать максимум из того что есть и учесть все ошибки. Главным было не ошибаться технически и в обычной бытовой рутине во время многодневки — и тут опытный напарник стал крутым бонусом.

День 0

Денис:

В 2019-м гонка стартовала из немецкого городка Оберстдорф, известного зимнего курорта, который летом превращается в Мекку любителей трейл-раннинга, хайкинга и МТБ.

Мы приехали туда за два дня, чтобы акклиматизироваться и хорошо отдохнуть перед первым днем. За день до старта легко пробежались по маршруту первого этапа, чтобы определиться с тактикой на старт, а дальше начиналась стандартная программа — экспо, получение стартовых пакетов и сумок, с которыми нам придется жить всю предстоящую неделю, паста-пати и первый брифинг. Австрия, жди нас!

Саша:

Для меня Оберстдорф — это город спортивных магазинов и больших собак. Модель города из кино, куда приезжают парами с питомцем и уходят в горы на день-другой, оказалась реальностью!

День 1: Oberstdorf — Lech (40 км, 2300 м набора)

Денис:

Первый этап сразу дал понять, что нас ждет на протяжении следующей недели. Длительные и крутые подъемы, техничные спуски, временами жара — часы показали максимум в 38 градусов. Температура особенно чувствовалась на первом подъеме, где из-за рельефа и отсутствия ветра создавалось впечатление, что мы оказались на сковородке.

Transalpine Run 2019

Решили немного сбавить темп, и я думал, что сейчас нас будут обгонять, а в итоге мы ещё и нагнали большую группу — как оказалось, страдали все. Страданий добавлял тот факт, что расстояние между КП оказалось слишком большим, и только кран с водой на одном из подъёмов спас нас и других участников от ещё больших неприятностей.

На второй половине дистанции бежали вместе с лидерами женского зачета — немецкой командой Salomon Running. Они нас обходили вверх, а мы их — вниз, но в итоге мы их опередили на финише, так как перед ним было несколько километров отличного бегового спуска. После финиша — традиционно пиво и Blackroll.

Саша:

Тут стоит заметить, что это был единственный день, когда участников можно было разделить на два лагеря по их улыбке.

Первый лагерь — новички, как я. Они беззаботно улыбаются и шутят, несмотря на предстоящие 300 км трассы. Их улыбки наивны, но это до следующего дня. Второй же лагерь — те, кто тут не впервые. Они улыбаются сдержанно, в основном когда видят знакомые лица с прошлых лет Transalpine Run.

День 2: Lech — St. Anton (28 км, 1800 м набора)

Денис:

На брифинге после первого дня организаторы «порадовали», что старт второго дня переносят на 7 утра из-за большой вероятности гроз ближе к обеду. С одной стороны, это «забирало» час сна, но с другой — мы должны были успеть финишировать до жары.

Transalpine Run 2019

Так и получилось. Утром было свежо, и практически весь этап была отличная беговая погода. На дистанции был типа «опасный» участок, но самым опасным там оказался Саша 🙂

Следующий подъем оказался сложным — длинным и однообразным. Только невероятные виды Австрийских Альп позволяли отвлечься от монотонного переставления ног по горным тропам и дорогам.

Последний спуск был очень весёлым, на нём нам удалось поучаствовать в одной отличной зарубе и «собрать» несколько пар, что позволило финишировать в десятке. По результатам зачёта после двух дней мы шли на 11-м месте в категории, а места с 10 по 13 умещались всего в 2 минуты. Нас ждала интересная борьба в оставшиеся 6 дней.

Саша:

Не знаю почему Денис сказал, что я опасный. Уже со второго этапа приходилось балансировать между скоростью в конкретный момент и запасом сил на неделю. Крутые спуски вниз ещё были в радость — тут километры пробегали быстрее всего. Но уже наметились мои слабые места, к ним было повышенное внимание.

Скажу вам, пивко на финише позволяет на пару минут обо всём забыть и погрузиться в очень интересное состояние. Думаю, за этими моментами люди и едут сюда снова и снова.

День 3: St. Anton — Landeck (41 км, 2000 м набора)

Денис:

На третий день синоптики обещали дождь, который, к счастью, ограничился изморосью, но за ночь успел прилично размочить тропы — некоторые из них превратились в сплошную грязь по щиколотку.

Этап состоял из двух длительных подъемов, по 800–900 м набора каждый, и двух очень разных спусков. Первый был весёлый — узкие лесные тропы, размоченные ночным дождем, с корнями и камнями.

Transalpine Run 2019

Второй оказался прямой противоположностью — он изобиловал скучными асфальтными и гравийными участками, на которых, с одной стороны, можно разогнаться, но с другой — монотонная нагрузка подубила ноги.

Финишировали мы в итоге 12-ми, но сохранили 11-ю позицию по итогу трёх дней, так как удалось опередить часть основных конкурентов.

Интересная история случилась с командой, с которой мы постоянно пересекались на дистанции. Им дали временной «бонус» за то, что они остановились на трассе помочь упавшей девочке. Отличная инициатива от организаторов, которую стоит взять на вооружение и другим. Fair play надо поощрять, особенно в трейле, где правилом № 1 является помощь другим участникам, если с теми что-то произошло.

После третьего дня Transalpine Run начинаешь ценить маленькие радости, такие как лифт в отеле или стул в этом самом лифте.

Саша:

Святой Антон! Погода решила не быть такой солнечной как в первый день, и чистым с трассы никто не вышел. На финише бегуны не стеснялись мыть ноги в местном фонтане.

Transalpine Run 2019

День 4: Landeck — Samnaun (45 км, 2900 м набора)

Денис:

Четвертый этап в этом году был самым длинным и сложным, и, наверное, самым красивым. Не зря его называют «королевским».

Со старта после небольшой разминки вдоль реки нас ждал набор 1600 м на высоту 2400. Он казался бесконечным, а последние 500 м были сравнимы с подъемом на Петрос. Кто знает, тот поймет. Наградой за страдания стал невероятный вид, причем с другой стороны перевала он оказался ещё лучше, хотя за несколько секунд до этого казалось, что такое невозможно.

Transalpine Run 2019

Дальше был непродолжительный, но безумно красивый и «накатистый» спуск, после которого нас ждал ещё более длинный подъем, в этот раз на 2800. Это было самое тяжелое испытание не только дня, но и всего Transalpine Run.

На протяжении подъёма, в какую сторону ни поверни голову (когда на это хватало сил), от красоты просто перехватывало дух: горные хребты, скалы, облака где-то внизу, водопады, реки, озера.

Наверху ждал директор гонки, который каждый день взбирался на самый сложный участок и неистово поддерживал бегунов, добавляя им жизненно необходимой в такие моменты энергии.

Transalpine Run 2019

Потом был длинный спуск, на котором мы решили не валить, а немного сэкономить силы на последний рывок по 8 км «швейцарских» горок в долине. Это были и тягуны по гравийным дорожкам, и торчки в городках, и ровные однообразные куски дороги по несколько километров.

Благодаря выбранной тактике нам удалось сократить отставание от наших конкурентов в борьбе за 10 место с почти 5 до всего 1 минуты. На последних километрах мы их уже видели и приближались, но немного не хватило дистанции. Зато 10-е место по результатам четырёх дней пока удалось отстоять.

Саша:

Действительно, этот этап был самый сложный. Участники на раннем старте очень переживали и не скрывали эмоций.

Transalpine Run 2019

Результат не заставил себя ждать: из семи страниц финишных протоколов последняя страница — те, кто сошёл. Если сходит один из команды, то команда автоматически выбывает из рейтинговых списков, а второй бежит в личном зачете.

Я думал, это своего рода экватор, и дальше добежать будет делом техники. Как же я ошибался!

День 5: Samnaun VK

Денис:

Пятый день на Transalpine Run был днём отдыха. Под отдыхом они понимают 8 км с набором 800 м к верхней станции канатной дороги. Никакого правила двух минут, каждый мог бежать отдельно (был индивидуальный зачёт этапа среди мужчин и женщин), и никакого обязательного снаряжения.

Старт был раздельный, в порядке обратном месту в общем зачёте, и нам предстояло стартовать одними из последних, а значит, аж в полдень, в самую жару. Прямо перед нами стартовала немецкая команда, с которой мы боролись за 10-е место, и тактикой было не отпустить (а лучше опередить) их последнего. В итоге догнали его почти сразу, на первом ровном километре, а на подъёме ушли вперед.

Transalpine Run 2019

Дальше был поворот налево и штурм склона практически в лоб через водопад и ущелье, в котором даже часы начали терять сигнал GPS. Подъём был долгим и тяжёлым, еще и жара давала о себе знать.

Но вот, наконец, заветный перевал и спуск к станции подъемника, увидев которую, я решил сделать финишный спринт, чтобы в итоге понять, что это не та станция, а «та» находится ещё в 700 м дальше и немного вверх.

Эти 700 м после моего бессмысленного спринта дались не так уж легко, но удалось забежать последний тягун и финишировать, привезя немцам еще почти минуту. Итог — 9-е место по итогам дня в категории и 10-е после 5 этапов.

Саша:

На мой взгляд, сложность этого этапа преувеличена. Мы каждый день до этого выходили на старт и после первых 4–5 километров по ровному лезли на километр выше. Прям традиция — проснуться пораньше и до обеда набрать километр.

Transalpine Run 2019

В отличие от Дениса, я точно знал, где финиш, и даже немного оторвался от него на вершине. Стоит отметить, это единственный раз за неделю, когда Денис меня не ждал.

День 6: Samnaun — Scuol (40 км, 2200 м набора)

Денис:

Главный вывод этапа — не ешьте пиццу в Швейцарии, а точнее в городке Samnaun. Накануне вечером мы с Сашей поужинали в пиццерии возле отеля, и со старта оба испытывали проблемы с желудком, что сказалось на результате.

Начали с нашей основной пачкой, первый подъём зашли хорошо, но уже под конец я начал чувствовать дискомфорт в желудке. На коротком спуске вроде полегчало, но на следующем подъеме всё вернулось, и следующие минут 30–40 я еле плелся, пока дискомфорт не прошел.

К этому времени мы прилично отстали от наших основных конкурентов в борьбе за десятое место, но первый спуск бежали достаточно хорошо, что позволило их догнать.

Transalpine Run 2019

На втором подъёме желудок начал сбоить уже у Саши, и мы снова отстали, в этот раз казалось бесповоротно. Подъём был очень длинным и с последними 300 м набора по вертикальной сыпухе.

Переведя дух и поаплодировав встречающему нас на перевале директору гонки за этот чудесный этап, мы побежали вниз в надежде немного сократить отставание. Бежалось на удивление хорошо, и уже в городке мы вдруг увидели тех самых немцев, до которых зрительно оставалось не больше минуты. Мы ещё немного прибавили и за последний километр догнали их, финишировав всего в 5 секундах позади.

На финише нас ждал неприятный сюрприз, так как к нашему междусобойчику вдруг присоединилась команда французов, которые на этом этапе выдали нечто невероятное, финишировав четвертыми и отыграв у нас 30 минут, теперь их отставание составляло всего 10 минут.

Саша:

Денис прав, на этапе не было ни одного километра по ровному-либо спуск, либо подъём.

Надо было брать с собой гречку и не испытывать проблем ни с желудком, ни со швейцарскими ценами.

На финише был бонус — через 10 минут после него начался дождь.

Transalpine Run 2019

Один из опытных участников, который бегал эту гонку все 15 лет, отметил: «Вы не бежите Transalpine с другом, вы бежите его с проверенным напарником. Это как работа».

Он прав. Я видел, что Денис на этом этапе особенно суров, но не стал его задалбывать — так и не поругались ни разу до финиша.

В путешествии через Альпы мы выбрали опцию ночёвок в отеле, а не в спортзалах школ. Ещё в самом начале обратили внимание, что на шестой день будем жить в Институте высоких Альп и не стеснялись шутить про высокие материи, швейцарские НИИ и прочую чепуху.

В итоге нас поселили в пансионе для подростков, где для бегунов выделили только один этаж. Перед центральным входом пансиона торжественно размещалась 30-метровая беговая дорожка на одного человека. Это всё на высоте 1800 метров над уровнем моря.

День 7: Scuol — Prad (45 км, 1700 м набора)

Денис:

Предпоследний этап Transalpine Run оказался холодным, мокрым и, уже привычно, безумно красивым.

Transalpine Run 2019

Со старта было 7 км скучного ровняка, а потом мы начали подъем по долине к ущелью Val d’Uina, которое оказалось одним из самых красивых мест, в которых я бывал. Узкая тропа в скале, с тоннелями и ручьями, а внизу ущелье глубиной несколько сотен метров с водопадом и бурной горной рекой, к устью которой мы вышли в конце подъёма.

Поднявшись, мы оказались на туманном плоскогорье, укрытом снегом. Если бы не часы, показывающие высоту 2300 м, можно было бы подумать, что просто вышел на пробежку ноябрьским утром где-то под Киевом.

Потом мы перевалили в Италию и начали спуск. Италия встретила нас дождем с ветром и вкусными канапе на пункте питания. Дальше был ещё спуск, за которым последовало 12 км ровняка, плавно переходящего в то, что мы, глядя на профиль этапа, назвали «пилой».

На практике «пила» оказалась чередой коротких подъёмов и спусков по лесу и городкам, что очень выматывало и не давало взять какой-то один ритм. Но вот уже последний спуск, короткий спринт по городу и финиш.

Последние 20 км бежали по дождю, который сначала беспокоил, но в какой-то момент мы перестали обращать на него внимание (может, потому, что спустились ниже, и стало теплее) и просто бежали.

Transalpine Run 2019

После финиша быстро переоделись в сухое, съели пиццу от Salomon Running и поехали в отель, который находится в паре сотен метров от финиша последнего этапа, предстоящего нам на следующий день. Этап этот должен был быть, кхм, интересным. Подъём на высоту 2900 м, где второй день сыпет снег, и суммарный набор на 1000 м превышающий спуск.

Что касается результатов, то уже на первом подъёме стало понятно, что 10-му месту можно сказать «пока». В итоге финишировали 15-ми и теперь находились на 12-м месте по результатам 7 дней, с отставанием в пару минут от 11-го. Зато за 15-е место в честь 15-летия Трансальпа дали какой-то купон на скидку 50 евро, который так и остался невостребованным.

Саша:

Вывод дня: «Каждый готов на то, что готов». Накопилась усталость, замёрз на вершине, промок, переодеваться в тёплое уже было поздно. Добегал как мог.

День 8: Prad — Sulden (26 км, 2200 м набора)

Денис:

Из-за погодных условий организаторам пришлось изменить маршрут последнего этапа, сократив его на 5 км и 500 м набора, но разница в высоте между стартом и финишем так и осталась почти 1000 м.

Перед стартом все радостно общались, желали друг другу удачи, а улыбок было больше, чем обычно (если не считать первый день). Связано ли это было с тем, что предстоял последний этап, или с тем, что погода оказалась несколько лучше, чем обещал прогноз, неизвестно, но скорее всего понемногу и одного, и другого. Вот в последний раз в этом году заиграла Highway to hell, и прозвучал стартовый выстрел.

Transalpine Run 2019

С самого начала мы взяли достаточно бодрый темп, опередив нашу привычную группу и оказавшись среди более быстрых ребят. Бежалось и мне, и Саше легко, поэтому решили так и продолжать.

Первый подъем прошёл незаметно, несмотря на то, что он был больше 1400 м. На последующем спуске мы опередили несколько команд, и вот уже и второй подъем, в конце которого стоял директор гонки с уже привычным колоколом, поддерживая бегунов.

На втором спуске, сразу после которого был второй КП, удалось обойти тех самых французов, «выстреливших» в последние пару дней и сместивших нас с 10-го места, а когда на КП увидели американцев и колумбийцев, идущих на 5–6 местах, поняли, что неплохо раздаём.

Третий подъём сначала шли за американцами, но потом немного сбавили, чтобы не перегореть, и решили спокойно добежать до финиша оставшиеся 5 км.

Вот она последняя вершина, спуск, много камней, корней и грязи, но мы к такому уже привыкли. Последний километр, финишная арка, радость, облегчение и удивление, когда нам сказали, что мы финишировали седьмыми в категории.

Transalpine Run 2019

После раздачи в последний день вернули себе 11-е место и отыграли 10 минут у французов, но этого было мало, слишком сильно они выступили на 6 и 7 этапах, а мы наоборот провели их слабо. В итоге 10-му месту проиграли 11 минут, или 0.5%, если смотреть на суммарное время после 8 этапов.

Когда мы проснулись на следующее утро, за окном была настоящая зима, и сразу подумалось, как же хорошо, что нам не надо никуда бежать.

Саша:

Меньше всего хотелось после предыдущего дня лезть на 3000 метров, но полез бы, если надо. А так неожиданно все силы от морального настроя на финишный боевой этап ушли в ноги — летели быстрее, чем в первый день.

Тут я действительно прочувствовал важность моральной готовности. Спортивная подруга до старта написала: «Настройся как актеры перед представлением и исполни!». Это был отличный совет!

Денис:

Это было невероятно круто, Transalpine Run не разочаровал, всё ещё ТОП-1 старт в моём списке. Побегу ли я в 2020? Пока не планирую, но, если получится найти быструю и мотивированную партнёршу, готовую бороться за призовые места в миксе, то обязательно вернусь, в этот раз уже с более серьёзными целями.

Что ещё почитать:

РАССКАЗАТЬ ДРУЗЬЯМ
Подпишись на регулярную рассылку с советами и статьями о беге

Первая полоса

Отчёт о марафоне во Флоренции
18 января 2020 501

Отчёты о соревнованиях Отчёт о марафоне во Флоренции: «В беговых подвигах должно быть вкусно и красиво»

Эээм, минуточку внимания Если вы есть в Telegram, то вы обязательно, слышите — обязательно! — должны зайти на канал Ногибоги Это оазис для бегуна — с советами, мотивационными историями и интересными фактами Коротко о старте когда: последнее воскресенье ноября, это один

Заменит ли беговая дорожка бег на улице или в манеже?
14 января 2020 3039

Тренировки Заменит ли беговая дорожка бег на улице/в манеже?

Эээм, минуточку внимания Если вы есть в Telegram, то вы обязательно, слышите — обязательно! — должны зайти на канал Ногибоги Это оазис для бегуна — с советами, мотивационными историями и интересными фактами Если вы регулярно занимаетесь бегом, скорее всего, вам хоть раз

Заменит ли беговая дорожка бег на улице/в манеже?
Сколько нужно пробежать, чтобы «сжечь» съеденное за новогодним столом
28 декабря 2019 4804

Питание Сколько нужно пробежать, чтобы «сжечь» съеденное за новогодним столом (часть 2)

Эээм, минуточку внимания Если вы есть в Telegram, то вы обязательно, слышите — обязательно! — должны зайти на канал Ногибоги Это оазис для бегуна — с советами, мотивационными историями и интересными фактами Против новогодних застолий бессильны даже самые стойкие ЗОЖники,

Сколько нужно пробежать, чтобы «сжечь» съеденное за новогодним столом (часть 2)
24 декабря 2019 2595

Календарь Пять крутых европейских полумарафонов объединились в серию SuperHalfs

Новая серия объединила пять топовых европейских полумарафонов в Лиссабоне, Праге, Копенгагене, Кардиффе и Валенсии Каждый из этих стартов по-своему уникален, но есть между ними и кое-что общее: все полумарафоны серии очень популярны: с большим количеством участников

Пять крутых европейских полумарафонов объединились в серию SuperHalfs
Подпишитесь на нашу рассылку чтобы ничего не пропустить.
Мы не надоедливы, пишем нечасто и только по делу