transalpine-run-2019ru
Выберите язык:

Transalpine Run — эпичная многодневная гонка в мире трейлового бега, которая в 2019 году проводилась в юбилейный 15-й раз. Дистанция Transalpine Run — около 300 км, а общий набор — 16 000 метров (это как два раза подняться на Эверест с уровня моря).

Есть два маршрута: восточный и западный, которые чередуются из года в год. Восточный проходит по территории трех стран: Германии, Австрии и Италии, а западный, который бежали в этом году, «цепляет» еще и кусочек Швейцарии.

Во время Transalpine Run участники пересекают Альпы бегом с севера на юг и каждую ночь останавливаются в новом городке, где разбивается спортивный лагерь.

На гонку приезжают бегуны из разных уголков мира, в 2019 — из 50 стран. Украинскую команду в этом году представляли Денис Ткалич и Саша Шевченко.

Денис:

В прошлом году сразу после финиша Трансальпа я решил для себя, что хочу повторить, тем более, что в 2019-м предстоял совершенно другой, так называемый «западный» маршрут, который, по отзывам, сложнее и живописнее «восточного» (его я пробежал в 2018-м).

Напарник сам нашёл меня: Саша был в поисках нового вызова и мотивации и вполне справедливо решил, что Трансальп для этого подходит. В отличие от прошлого года, готовились мы отдельно, что, к счастью, не сказалось на результате. Пробежали только один совместный старт — Черногору.

Саша:

После нескольких лет подряд в режиме «два марафона в год» я сильно выгорел эмоционально и морально. Воскресные 30 километров по 4 минуты уже не были в радость и откровенно напрягали. Поэтому я решил попробовать метод «клин клином» — вышло ли, вы узнаете в конце наших историй, а пока — о самом приключении.

С Денисом мы встретились в декабре, за 10 месяцев до основного старта. Сначала нужно было детально проговорить наше видение процесса подготовки и забега. Это важно — тогда не возникает непредвиденных ситуаций из разряда:

— Соберись, тряпка…
— Да я приехал просто потрусить и финишировать!

Достаточно быстро обо всем договорились и отправились по своим делам, пометив в голове основную спортивную цель на 2019 год.

Главным вопросом для меня было правильно перейти с шоссе на трейлы. Здесь было сразу несколько составляющих: общая физическая подготовка, специальная подготовка, опыт стартов, техническое снаряжение. Я решил не быть очень оригинальным и обратился за тренерской помощью к Юре Климу — он тренировал две команды из Украины на Transalpine Run 2018, и сам тоже бегал эту многодневку.

Период подготовки условно можно разделить на две части — «столичная база» и «теплое развитие». С декабря по март я тренировался в Киеве — манеж, ОФП, специальные упражнения, кросс-тренинг — баскетбол, зал, бассейн, а также классические пробежки выходного дня в Голосеево. Иногда из-за рабочих поездок выпадал на пару дней, но период можно охарактеризовать на 4+ из 5.

«Теплое развитие» — развитие беговой трейловой формы в весенне-летний период — вышло очень скомканным. Причины разные — мотивация, травмы, работа. Такой забег как Transalpine Run требует очень хорошего фокуса на подготовке. Хотя, как показал опыт, в трейле всегда что-то может пойти не так, и даже идеальный тренировочный период не гарантирует желаемый результат.

В подготовке к гонке мой месячный объем не превышал 300 км в месяц, а стартов мне удалось сделать аж два — Сколе 55 км и Черногора 60 км. Оба очень посредственно по разным причинам. Но я не сильно расстроился — решил выжать максимум из того что есть и учесть все ошибки. Главным было не ошибаться технически и в обычной бытовой рутине во время многодневки — и тут опытный напарник стал крутым бонусом.

День 0

Денис:

В 2019-м гонка стартовала из немецкого городка Оберстдорф, известного зимнего курорта, который летом превращается в Мекку любителей трейл-раннинга, хайкинга и МТБ.

Мы приехали туда за два дня, чтобы акклиматизироваться и хорошо отдохнуть перед первым днем. За день до старта легко пробежались по маршруту первого этапа, чтобы определиться с тактикой на старт, а дальше начиналась стандартная программа — экспо, получение стартовых пакетов и сумок, с которыми нам придется жить всю предстоящую неделю, паста-пати и первый брифинг. Австрия, жди нас!

Саша:

Для меня Оберстдорф — это город спортивных магазинов и больших собак. Модель города из кино, куда приезжают парами с питомцем и уходят в горы на день-другой, оказалась реальностью!

День 1: Oberstdorf — Lech (40 км, 2300 м набора)

Денис:

Первый этап сразу дал понять, что нас ждет на протяжении следующей недели. Длительные и крутые подъемы, техничные спуски, временами жара — часы показали максимум в 38 градусов. Температура особенно чувствовалась на первом подъеме, где из-за рельефа и отсутствия ветра создавалось впечатление, что мы оказались на сковородке.

Transalpine Run 2019

Решили немного сбавить темп, и я думал, что сейчас нас будут обгонять, а в итоге мы ещё и нагнали большую группу — как оказалось, страдали все. Страданий добавлял тот факт, что расстояние между КП оказалось слишком большим, и только кран с водой на одном из подъёмов спас нас и других участников от ещё больших неприятностей.

На второй половине дистанции бежали вместе с лидерами женского зачета — немецкой командой Salomon Running. Они нас обходили вверх, а мы их — вниз, но в итоге мы их опередили на финише, так как перед ним было несколько километров отличного бегового спуска. После финиша — традиционно пиво и Blackroll.

Саша:

Тут стоит заметить, что это был единственный день, когда участников можно было разделить на два лагеря по их улыбке.

Первый лагерь — новички, как я. Они беззаботно улыбаются и шутят, несмотря на предстоящие 300 км трассы. Их улыбки наивны, но это до следующего дня. Второй же лагерь — те, кто тут не впервые. Они улыбаются сдержанно, в основном когда видят знакомые лица с прошлых лет Transalpine Run.

День 2: Lech — St. Anton (28 км, 1800 м набора)

Денис:

На брифинге после первого дня организаторы «порадовали», что старт второго дня переносят на 7 утра из-за большой вероятности гроз ближе к обеду. С одной стороны, это «забирало» час сна, но с другой — мы должны были успеть финишировать до жары.

Transalpine Run 2019

Так и получилось. Утром было свежо, и практически весь этап была отличная беговая погода. На дистанции был типа «опасный» участок, но самым опасным там оказался Саша 🙂

Следующий подъем оказался сложным — длинным и однообразным. Только невероятные виды Австрийских Альп позволяли отвлечься от монотонного переставления ног по горным тропам и дорогам.

Последний спуск был очень весёлым, на нём нам удалось поучаствовать в одной отличной зарубе и «собрать» несколько пар, что позволило финишировать в десятке. По результатам зачёта после двух дней мы шли на 11-м месте в категории, а места с 10 по 13 умещались всего в 2 минуты. Нас ждала интересная борьба в оставшиеся 6 дней.

Саша:

Не знаю почему Денис сказал, что я опасный. Уже со второго этапа приходилось балансировать между скоростью в конкретный момент и запасом сил на неделю. Крутые спуски вниз ещё были в радость — тут километры пробегали быстрее всего. Но уже наметились мои слабые места, к ним было повышенное внимание.

Скажу вам, пивко на финише позволяет на пару минут обо всём забыть и погрузиться в очень интересное состояние. Думаю, за этими моментами люди и едут сюда снова и снова.

День 3: St. Anton — Landeck (41 км, 2000 м набора)

Денис:

На третий день синоптики обещали дождь, который, к счастью, ограничился изморосью, но за ночь успел прилично размочить тропы — некоторые из них превратились в сплошную грязь по щиколотку.

Этап состоял из двух длительных подъемов, по 800–900 м набора каждый, и двух очень разных спусков. Первый был весёлый — узкие лесные тропы, размоченные ночным дождем, с корнями и камнями.

Transalpine Run 2019

Второй оказался прямой противоположностью — он изобиловал скучными асфальтными и гравийными участками, на которых, с одной стороны, можно разогнаться, но с другой — монотонная нагрузка подубила ноги.

Финишировали мы в итоге 12-ми, но сохранили 11-ю позицию по итогу трёх дней, так как удалось опередить часть основных конкурентов.

Интересная история случилась с командой, с которой мы постоянно пересекались на дистанции. Им дали временной «бонус» за то, что они остановились на трассе помочь упавшей девочке. Отличная инициатива от организаторов, которую стоит взять на вооружение и другим. Fair play надо поощрять, особенно в трейле, где правилом № 1 является помощь другим участникам, если с теми что-то произошло.

После третьего дня Transalpine Run начинаешь ценить маленькие радости, такие как лифт в отеле или стул в этом самом лифте.

Саша:

Святой Антон! Погода решила не быть такой солнечной как в первый день, и чистым с трассы никто не вышел. На финише бегуны не стеснялись мыть ноги в местном фонтане.

Transalpine Run 2019

День 4: Landeck — Samnaun (45 км, 2900 м набора)

Денис:

Четвертый этап в этом году был самым длинным и сложным, и, наверное, самым красивым. Не зря его называют «королевским».

Со старта после небольшой разминки вдоль реки нас ждал набор 1600 м на высоту 2400. Он казался бесконечным, а последние 500 м были сравнимы с подъемом на Петрос. Кто знает, тот поймет. Наградой за страдания стал невероятный вид, причем с другой стороны перевала он оказался ещё лучше, хотя за несколько секунд до этого казалось, что такое невозможно.

Transalpine Run 2019

Дальше был непродолжительный, но безумно красивый и «накатистый» спуск, после которого нас ждал ещё более длинный подъем, в этот раз на 2800. Это было самое тяжелое испытание не только дня, но и всего Transalpine Run.

На протяжении подъёма, в какую сторону ни поверни голову (когда на это хватало сил), от красоты просто перехватывало дух: горные хребты, скалы, облака где-то внизу, водопады, реки, озера.

Наверху ждал директор гонки, который каждый день взбирался на самый сложный участок и неистово поддерживал бегунов, добавляя им жизненно необходимой в такие моменты энергии.

Transalpine Run 2019

Потом был длинный спуск, на котором мы решили не валить, а немного сэкономить силы на последний рывок по 8 км «швейцарских» горок в долине. Это были и тягуны по гравийным дорожкам, и торчки в городках, и ровные однообразные куски дороги по несколько километров.

Благодаря выбранной тактике нам удалось сократить отставание от наших конкурентов в борьбе за 10 место с почти 5 до всего 1 минуты. На последних километрах мы их уже видели и приближались, но немного не хватило дистанции. Зато 10-е место по результатам четырёх дней пока удалось отстоять.

Саша:

Действительно, этот этап был самый сложный. Участники на раннем старте очень переживали и не скрывали эмоций.

Transalpine Run 2019

Результат не заставил себя ждать: из семи страниц финишных протоколов последняя страница — те, кто сошёл. Если сходит один из команды, то команда автоматически выбывает из рейтинговых списков, а второй бежит в личном зачете.

Я думал, это своего рода экватор, и дальше добежать будет делом техники. Как же я ошибался!

День 5: Samnaun VK

Денис:

Пятый день на Transalpine Run был днём отдыха. Под отдыхом они понимают 8 км с набором 800 м к верхней станции канатной дороги. Никакого правила двух минут, каждый мог бежать отдельно (был индивидуальный зачёт этапа среди мужчин и женщин), и никакого обязательного снаряжения.

Старт был раздельный, в порядке обратном месту в общем зачёте, и нам предстояло стартовать одними из последних, а значит, аж в полдень, в самую жару. Прямо перед нами стартовала немецкая команда, с которой мы боролись за 10-е место, и тактикой было не отпустить (а лучше опередить) их последнего. В итоге догнали его почти сразу, на первом ровном километре, а на подъёме ушли вперед.

Transalpine Run 2019

Дальше был поворот налево и штурм склона практически в лоб через водопад и ущелье, в котором даже часы начали терять сигнал GPS. Подъём был долгим и тяжёлым, еще и жара давала о себе знать.

Но вот, наконец, заветный перевал и спуск к станции подъемника, увидев которую, я решил сделать финишный спринт, чтобы в итоге понять, что это не та станция, а «та» находится ещё в 700 м дальше и немного вверх.

Эти 700 м после моего бессмысленного спринта дались не так уж легко, но удалось забежать последний тягун и финишировать, привезя немцам еще почти минуту. Итог — 9-е место по итогам дня в категории и 10-е после 5 этапов.

Саша:

На мой взгляд, сложность этого этапа преувеличена. Мы каждый день до этого выходили на старт и после первых 4–5 километров по ровному лезли на километр выше. Прям традиция — проснуться пораньше и до обеда набрать километр.

Transalpine Run 2019

В отличие от Дениса, я точно знал, где финиш, и даже немного оторвался от него на вершине. Стоит отметить, это единственный раз за неделю, когда Денис меня не ждал.

День 6: Samnaun — Scuol (40 км, 2200 м набора)

Денис:

Главный вывод этапа — не ешьте пиццу в Швейцарии, а точнее в городке Samnaun. Накануне вечером мы с Сашей поужинали в пиццерии возле отеля, и со старта оба испытывали проблемы с желудком, что сказалось на результате.

Начали с нашей основной пачкой, первый подъём зашли хорошо, но уже под конец я начал чувствовать дискомфорт в желудке. На коротком спуске вроде полегчало, но на следующем подъеме всё вернулось, и следующие минут 30–40 я еле плелся, пока дискомфорт не прошел.

К этому времени мы прилично отстали от наших основных конкурентов в борьбе за десятое место, но первый спуск бежали достаточно хорошо, что позволило их догнать.

Transalpine Run 2019

На втором подъёме желудок начал сбоить уже у Саши, и мы снова отстали, в этот раз казалось бесповоротно. Подъём был очень длинным и с последними 300 м набора по вертикальной сыпухе.

Переведя дух и поаплодировав встречающему нас на перевале директору гонки за этот чудесный этап, мы побежали вниз в надежде немного сократить отставание. Бежалось на удивление хорошо, и уже в городке мы вдруг увидели тех самых немцев, до которых зрительно оставалось не больше минуты. Мы ещё немного прибавили и за последний километр догнали их, финишировав всего в 5 секундах позади.

На финише нас ждал неприятный сюрприз, так как к нашему междусобойчику вдруг присоединилась команда французов, которые на этом этапе выдали нечто невероятное, финишировав четвертыми и отыграв у нас 30 минут, теперь их отставание составляло всего 10 минут.

Саша:

Денис прав, на этапе не было ни одного километра по ровному-либо спуск, либо подъём.

Надо было брать с собой гречку и не испытывать проблем ни с желудком, ни со швейцарскими ценами.

На финише был бонус — через 10 минут после него начался дождь.

Transalpine Run 2019

Один из опытных участников, который бегал эту гонку все 15 лет, отметил: «Вы не бежите Transalpine с другом, вы бежите его с проверенным напарником. Это как работа».

Он прав. Я видел, что Денис на этом этапе особенно суров, но не стал его задалбывать — так и не поругались ни разу до финиша.

В путешествии через Альпы мы выбрали опцию ночёвок в отеле, а не в спортзалах школ. Ещё в самом начале обратили внимание, что на шестой день будем жить в Институте высоких Альп и не стеснялись шутить про высокие материи, швейцарские НИИ и прочую чепуху.

В итоге нас поселили в пансионе для подростков, где для бегунов выделили только один этаж. Перед центральным входом пансиона торжественно размещалась 30-метровая беговая дорожка на одного человека. Это всё на высоте 1800 метров над уровнем моря.

День 7: Scuol — Prad (45 км, 1700 м набора)

Денис:

Предпоследний этап Transalpine Run оказался холодным, мокрым и, уже привычно, безумно красивым.

Transalpine Run 2019

Со старта было 7 км скучного ровняка, а потом мы начали подъем по долине к ущелью Val d’Uina, которое оказалось одним из самых красивых мест, в которых я бывал. Узкая тропа в скале, с тоннелями и ручьями, а внизу ущелье глубиной несколько сотен метров с водопадом и бурной горной рекой, к устью которой мы вышли в конце подъёма.

Поднявшись, мы оказались на туманном плоскогорье, укрытом снегом. Если бы не часы, показывающие высоту 2300 м, можно было бы подумать, что просто вышел на пробежку ноябрьским утром где-то под Киевом.

Потом мы перевалили в Италию и начали спуск. Италия встретила нас дождем с ветром и вкусными канапе на пункте питания. Дальше был ещё спуск, за которым последовало 12 км ровняка, плавно переходящего в то, что мы, глядя на профиль этапа, назвали «пилой».

На практике «пила» оказалась чередой коротких подъёмов и спусков по лесу и городкам, что очень выматывало и не давало взять какой-то один ритм. Но вот уже последний спуск, короткий спринт по городу и финиш.

Последние 20 км бежали по дождю, который сначала беспокоил, но в какой-то момент мы перестали обращать на него внимание (может, потому, что спустились ниже, и стало теплее) и просто бежали.

Transalpine Run 2019

После финиша быстро переоделись в сухое, съели пиццу от Salomon Running и поехали в отель, который находится в паре сотен метров от финиша последнего этапа, предстоящего нам на следующий день. Этап этот должен был быть, кхм, интересным. Подъём на высоту 2900 м, где второй день сыпет снег, и суммарный набор на 1000 м превышающий спуск.

Что касается результатов, то уже на первом подъёме стало понятно, что 10-му месту можно сказать «пока». В итоге финишировали 15-ми и теперь находились на 12-м месте по результатам 7 дней, с отставанием в пару минут от 11-го. Зато за 15-е место в честь 15-летия Трансальпа дали какой-то купон на скидку 50 евро, который так и остался невостребованным.

Саша:

Вывод дня: «Каждый готов на то, что готов». Накопилась усталость, замёрз на вершине, промок, переодеваться в тёплое уже было поздно. Добегал как мог.

День 8: Prad — Sulden (26 км, 2200 м набора)

Денис:

Из-за погодных условий организаторам пришлось изменить маршрут последнего этапа, сократив его на 5 км и 500 м набора, но разница в высоте между стартом и финишем так и осталась почти 1000 м.

Перед стартом все радостно общались, желали друг другу удачи, а улыбок было больше, чем обычно (если не считать первый день). Связано ли это было с тем, что предстоял последний этап, или с тем, что погода оказалась несколько лучше, чем обещал прогноз, неизвестно, но скорее всего понемногу и одного, и другого. Вот в последний раз в этом году заиграла Highway to hell, и прозвучал стартовый выстрел.

Transalpine Run 2019

С самого начала мы взяли достаточно бодрый темп, опередив нашу привычную группу и оказавшись среди более быстрых ребят. Бежалось и мне, и Саше легко, поэтому решили так и продолжать.

Первый подъем прошёл незаметно, несмотря на то, что он был больше 1400 м. На последующем спуске мы опередили несколько команд, и вот уже и второй подъем, в конце которого стоял директор гонки с уже привычным колоколом, поддерживая бегунов.

На втором спуске, сразу после которого был второй КП, удалось обойти тех самых французов, «выстреливших» в последние пару дней и сместивших нас с 10-го места, а когда на КП увидели американцев и колумбийцев, идущих на 5–6 местах, поняли, что неплохо раздаём.

Третий подъём сначала шли за американцами, но потом немного сбавили, чтобы не перегореть, и решили спокойно добежать до финиша оставшиеся 5 км.

Вот она последняя вершина, спуск, много камней, корней и грязи, но мы к такому уже привыкли. Последний километр, финишная арка, радость, облегчение и удивление, когда нам сказали, что мы финишировали седьмыми в категории.

Transalpine Run 2019

После раздачи в последний день вернули себе 11-е место и отыграли 10 минут у французов, но этого было мало, слишком сильно они выступили на 6 и 7 этапах, а мы наоборот провели их слабо. В итоге 10-му месту проиграли 11 минут, или 0.5%, если смотреть на суммарное время после 8 этапов.

Когда мы проснулись на следующее утро, за окном была настоящая зима, и сразу подумалось, как же хорошо, что нам не надо никуда бежать.

Саша:

Меньше всего хотелось после предыдущего дня лезть на 3000 метров, но полез бы, если надо. А так неожиданно все силы от морального настроя на финишный боевой этап ушли в ноги — летели быстрее, чем в первый день.

Тут я действительно прочувствовал важность моральной готовности. Спортивная подруга до старта написала: «Настройся как актеры перед представлением и исполни!». Это был отличный совет!

Денис:

Это было невероятно круто, Transalpine Run не разочаровал, всё ещё ТОП-1 старт в моём списке. Побегу ли я в 2020? Пока не планирую, но, если получится найти быструю и мотивированную партнёршу, готовую бороться за призовые места в миксе, то обязательно вернусь, в этот раз уже с более серьёзными целями.

Что ещё почитать:

РАССКАЗАТЬ ДРУЗЬЯМ
Подпишись на регулярную рассылку с советами и статьями о беге

Первая полоса

Как провести межсезонье с пользой
5 Декабрь 2021 3153

Тренировки Отдыхаем правильно: как провести межсезонье с пользой, даже если вы устали от бега

После интенсивного соревновательного сезона у многих возникает вопрос: как сделать перерыв в беге, но и не растерять форму при этом?

Подпишитесь на нашу рассылку чтобы ничего не пропустить.
Мы не надоедливы, пишем нечасто и только по делу