«Чтобы улучшить результат, я решил не спать первую и последнюю ночь»
Василий Боков
Ультрамарафонец, участник многодневных гонок на выносливость. Своё выступление он посвятил опыту участия в необычных соревнованиях и разбору ошибок, которые допустил при подготовке.Увлекся бегом 5 лет назад. За это время я пробежал около 30 марафонов (из них 5 — из т.н. “Большой Шестерки” или Majors Six), участвовал в забеге на Эльбрус, различных рогейнах, ультрамарафонах, спортивном ориентировании. В августе пробежал IronTrail — 200-километровую гонку в Швейцарии.
Всё началось с Московского марафона. Услышал о нём за неделю до старта, от напарника в турпоходе, и подумал: «О, круто. Знакомое название “марафон”. Побегу». На подготовку времени не оставалось. Но, в конечном счёте, марафон я пробежал. Правда, следующие два дня не мог ходить. Несмотря на ужас, который пережил после 25-го км, хватило мотивации не забросить бег.
Через год, когда завершил несколько марафонов, друг подговорил участвовать в забеге на Эльбрус. Не долго думая, согласился. Это очень популярное соревнование, на которое съезжаются участники со всего мира. После 3 дней акклиматизации, нужно было бежать с 3 700 м до вершины (5 642 м).
Ехал туда совершенно не подготовленным. Я не знал ни что такое высота, ни что такое “горная болезнь”. Не было представления как туда одеваться. Было холодно, дул сильный ветер. По ощущениям — минус 40 градусов. С двумя перчатками, надетыми одна на другую, в какой-то момент показалось, что руки я потерял. И тут я нахожу перчатку на руку, которая замёрзла сильнее.
«Когда добрался до вершины и начал спуск, почти сразу сорвался вниз. Уклон очень резкий, я набирал скорость с каждой секундой. Каким-то чудом зацепился кошками в пятиметровую полоску снега и остановился. Еще немного — и улетел бы вниз, в камни».
Когда начинаешь бегать марафоны, тебя окрыляет постоянное улучшение результатов. Второй марафон — минус 20 минут, затем ещё минус 20. Думаешь: «Вот я какой крутой, наверняка еще через два года будет нереальный результат!» А потом тупик — от марафона к марафону результат отличается не больше, чем на минуту.
Думаю, главный вывод, который могу вынести из участия в первом забеге на 100 км — пробежать его не так уж и сложно, куда труднее резко нарастить тренировочные объемы. При этом сильного прироста в форме не ощущаешь, несмотря на увеличение километража в несколько раз. Ты понимаешь, что перетренирован, и что 100 км пока не для тебя, но ничего с собой сделать не получается. Продолжал мучаться, помногу тренируясь.
На ультратрейлах испытываешь совершенно другие впечатления от природы, которая тебя окружает. Это другие ощущения, они не сравнятся с восприятием окружающего мира, когда ты неспешно идешь с рюкзаком.
Говорят, каждый уважающий себя мужчина должен выбежать марафон из трёх часов, сделать IronMan, и пробежать 100 км. В общем, марафон я за 2:59 пробежал, 100 км тоже. Собрался участвовать в IronMan, но не успевал подготовиться: оставалось три месяца, а я даже плавать не умел.
На 160-километровый трейл я по незнанию надел марафонки вместо специальной трейловой обуви. Через 30 км отбил ноги и выбил сустав на колене.
Во время одного из забегов узнал что такое не спать две ночи подряд. Доходило до такого состояния, что я спал на ходу: бежишь, бежишь и раз — уснул. Потом опять проснулся. И не можешь вспомнить, что все это время делал.
Самые яркие впечатления, когда бежишь вторую ночь без сна. Начинаются галлюцинации и уже после финиша наиболее распространенная тема в общении участников — “какие у меня были глюки”. Моему товарищу казалось, что в лужах плавает его семья. И он боялся их не задавить.
Как-то решили пробежать с другом из Москвы в Сочи. 24 дня, 1700 км. Бежали по автостраде, возле машин. Водители, как правило, реагировали неадекватно, сигналили, задевали. Один ГАИшник вообще решил остановить нас чтобы выяснить что с нами не так.
Александр Оливсон
Организатор приключенческих гонок и ультрамарафонов рассказал об участии в Tor des Géants, высокогорной гонке в Италии. Протяженность этого маршрута 330 км, а набор высоты — 24 км.
Идея участия в таком забеге появилась не сразу. Сам я не был готов ни морально, ни физически. Меня просто “подбили” на это.
Несмотря на то, что регистрация открывается в феврале, за 7 месяцев до старта, необходимые 700 участников заявились в первые 10 минут. За 2 недели — 2200 человек. Поскольку организаторы борятся за международное представительство, я, как украинец, смог выиграть заявку.
Стоимость участия 450 евро. По сравнению с другими подобными мероприятиями, сумма небольшая, потому что за эти деньги тебя 7 суток кормят, поят, дают ночлег.
Лимит времени 150 часов, в прошлые года лидер заканчивал за 72 часа. В первые 100 часов укладывалось человек 20, не больше. Половина всех участников не добираются до финиша.
«Организация была потрясающей: регулярные пункты питания и помощи в самых, казалось бы, неожиданных местах, даже небо однажды подсвечивали, когда нужно было собрать участников».
У меня уже был опыт участия в ультра и суточных забегах, но 24 км набора высоты — никогда. Поэтому чтобы подготовиться, я раз в 2-3 недели ездил в Карпаты тренироваться. Делал упор не на длительность, а на набор высоты. 7-8 км высоты за два дня удавалось набрать.
Чтобы акклиматизироваться, поехал к месту старта за две недели до его начала. Нужно было привыкнуть к бегу на высоте 3000 м.
Весь забег был разбит на несколько отрезков длиной по 40-50 км. В конце каждого есть база. Туда подвозят твои вещи, можно принять душ, поспать, поесть хорошо. На каждом таком пункте выдают значок.
Чтобы улучшить результат, я решил не спать первую и последнюю ночь. В остальные ночи выделять на сон по 3 часа. Мне не стоило жертвовать сном в последнюю ночь — она была невероятно тяжелой, этот участок мне откровенно не удался.
Скорости в трейлах не те, и ты успеваешь всё посмотреть. Неправду говорят, что в таких забегах ничего не видишь, кроме дороги. Наоборот: кроме как наслаждаться видами и бежать, делать особо нечего.
Алексей Прокопенко
Скай-раннер, ультрамарафонец со стажем. Рассказал об участии в Rodopi Ultra Trail — гонке на 100 миль (160 км) по греческому высокогорью.
Перед стартом запомнил маркировку трассы, карту. Поставил себе задачу выбежать из 30 часов, потому что по статистике это первая десятка финишировавших.
Многие лидеры прошлых лет со старта отстали. Поэтому бежал без них. Первые 40 км нужно было бежать вниз, потом пункт питания, кольцо до 123 км, а затем вверх.
Очень красивая гонка, виды просто сумасшедшие: дороги и мосты, поросшие травой, разбегающаяся дичь, реки.
Пару раз я сбивался с дороги. В итоге намотал 10 лишних километров, но в первую десятку всё-таки попал: 9 место, 29 часов и 41 минута.
Перед последним отрезком, когда дорога шла вверх, увидел развилку — направо и налево. Вернулся обратно, к ближайшему чекпоинту. Там из-за языкового барьера организаторы не смогли объяснить куда бежать. Поэтому стал дожидаться ближайшего преследователя. Сидел и ждал пока меня догонят. Но вместе разобрались. Потом снова убежал от него.
Греки очень радушны и гостеприимны. Близкие по духу к грузинам, сентиментальные. Благодаря этому трейл получается душевным и семейным. Это подкупает.
Фотографии Димы Коваленко. За организацию встречи благодарим Владимира Дегтярева.