Прозвучал выстрел и десять тысяч человек убежали исследовать полумарафонский маршрут в чешском Оломоуце. После минутной паузы под стартовой аркой прошёл мужчина и начал убирать мусор, оставленный бегунами.
Если бы я не был лично знаком с этим человеком, то вряд ли поверил, что этот джентльмен в спортивном костюме — президент RunCzech — самой крупной в Европе компании, занимающейся организацией беговых мероприятий!
Это Карло Капальбо. Ему 60, родился и жил в Италии, где сделал корпоративную карьеру, потом учился в Беркли (США) и управлял WordPerfect — крупнейшей на то время софтверной компанией после Microsoft.
В 1992 году Карло оседает в Чехии, а тремя годами позже организует первый в Праге марафон — по примеру Нью-Йоркского. Официальная легенда гласит, что решение было принято в баре, за бокалом пива, вместе с приятелем, тоже итальянцем — Джелиндо Бордином (золотой медалист Олимпийских Игр в марафоне).
Просто представьте: 1995 год, Прага, почти никто ничего не знает о беге трусцой. Капальбо бросает уютный корпоративный мир с безумными окладами и бонусами. Он уверен что привезет в Чехию тысячи бегунов — люди же думают, что итальянец сошел с ума. Ходатайство легенды чехословацкой легкой атлетики Эмиля Затопека помогает получить первый кредит доверия от местных властей.
Результат мы видим сейчас, 24 года спустя — 7 стартов, отмеченных Gold Label, и 80+ тысяч участников каждый год.
За несколько часов до старта Mattoni Olomouc Half Marathon (кстати, видео об этой поездке скоро появится у нас в Youtube!) нам удалось побеседовать с Карло лично.
— Я немного подготовился к нашему интервью, и, согласно Википедии, в беговых мероприятиях RunCzech ежегодно принимает участие 69 тысяч человек. Это правильные цифры?
Не совсем. В это число не включены участники «Семейного забега» на 4.2 км и мини-марафона — т. е. еще около 15 тысяч человек. А с их учетом в прошлом году на наших мероприятиях пробежало 82 700 человек. В 2019 году мы приблизимся к 90–100 тысячам участников.
Сейчас все наши гонки забиты до отказа, регистрации разобраны.
— Ух, впечатляет. В Европе есть хоть одна беговая организация, у которой показатели выше, чем у RunCzech?
Я этого не знаю и, честно говоря, мы не отслеживаем подобные вещи. Но я точно знаю, что RunCzech были первыми, кто запустил подобный проект около десяти лет назад. И у нас семь золотых лейблов, чем не может похвастаться ни одна другая страна, включая Китай, США и другие.
В основном наше внимание направлено внутрь компании: мы работаем над тем, чтобы улучшить качество услуг, отвечать запросам рынка и бегунов, создавать для них более комфортные условия.
И, конечно же, мы хотим, чтобы участники наших стартов достигали более высоких результатов, улучшали свои рекорды.
— Однажды в 1995 году вы сидели в пражском пабе и пили пиво с другом, обсуждая возможность организовать марафон по примеру нью-йоркского. Что изменилось с тех пор?
Не изменился дух, не исчез энтузиазм — его хватит еще на несколько лет, — но всегда меняется подход к рынку и к гонке. И всегда есть вторая сторона медали, потому что мы в спорте слегка специфическом: здесь не нужно выигрывать, чтобы победить. Если вы финишировали — вы уже победили.
Поэтому здесь объединены две категории людей. Есть элита — профессиональные атлеты, их всего 1–3% среди всех бегунов. Другая категория — атлеты нерегулярные, «эпизодические» или потенциальные, назовем их так.
Для нас обе группы одинаково важны, поэтому мы всегда учитываем специфику каждой. Конечная цель — сблизить их между собой и в понимании беговой культуры, и в специфических знаниях. Чтобы человек, финишировавший New York City Marathon под номером 14300, знал, кто занял первое место, кто прибежал первым.
Сейчас если вы спросите у людей на большинстве марафонов и полумарафонов, кто выиграл, они отвечают: «очередной кениец». Наша цель — изменить это, сделать лица и имена узнаваемыми, рассказывая о местных спортсменах в том числе.
Мы хотим, чтобы когда в одно время проходит футбольный матч и марафон, у людей было больше причин посмотреть марафон, так как там тоже есть этот соревновательный момент.
Ведь фактически это полноценные соревнования, в которых участвуют великолепные атлеты. Но они абсолютно неизвестны широкой публике, и это опасно для спорта.
— Если рассматривать забеги с точки зрения качества организации мероприятия, какой марафон является примером для вас?
Любой. Потому что все они делают замечательные вещи.
Спорт должен вовлекать все больше и больше людей. Если взять приблизительное число бегающих людей в Европе (их 48 миллионов), то лишь 7% из них входят в беговые клубы, 40% бегают хорошо, но не состоят в каком-либо беговом сообществе, а остальные 50% — это нерегулярные бегуны.
Я считаю нашим вызовом присоединить эти 40% недо-привлеченных к более организованному бегу, дать им понимание того, что бежать гонку под протекцией федерации или IAAF лучше, чем любую другую без четких правил и защиты для атлетов.
Поэтому всегда есть две стороны медали, которые не могут существовать друг без друга. Если не привлекать элиту — вы делаете фановый Color Run или какой-то неконкурентоспособный променад по городу. А если проводите соревнования только для элиты, то это не вызовет интереса со стороны массовых участников. Соединение этих двух элементов вместе важно не только для успеха, но и для выживания спорта в принципе.
— Вы также организовываете два мероприятия в Италии — Napoli City Half Marathon и Sorrento Positano Coast to Coast. Это что-то сродни вашего «привета» родине?
Моя родина — Европа, а не Италия. Италия — регион Европы, так же, как и Чехия. Италия была выбрана не потому, что я там родился, а по причине того, что она — часть нашего проекта.
Система RunCzech работает очень хорошо на платформе Чехии. Теперь мы хотим, чтобы она заработала на большей платформе, которая будет включать Италию и другие регионы вокруг Чехии.
— То есть в ваши планы входит расширение бренда за рубежом?
Да, но это уже не просто план, это реальность. Два года назад мы создали небольшой холдинг, Run Europe, который курирует компании в разных европейских странах. Поэтому мы перемещаем RunCzech на более крупную платформу, клонируем её.
— Давайте поговорим о вас лично. Вы управляете этой компанией на протяжении целых 24 лет. Не устали?
Устал.
— И как вы с этим справляетесь?
Когда ты осознаешь, что все, что ты делаешь, приносит пользу тысячам людей, и эта польза — не просто в том, что ты даришь им приятный вечер или утро, а иногда это меняет их жизни или добавляет в них красок, — это в каком-то роде становится моральным обязательством.
С другой стороны, все эти люди возвращают тебе потраченную энергию. Потому ты всегда в выигрыше и готов к следующему сезону.
— Но перед тем, как организовать свой первый в Праге марафон, вы руководили второй после Майкрософта компанией-производителем программного обеспечения, и у вас была хорошая жизнь…
Очень хорошая жизнь, гигантская зарплата… Но разве вы не считаете стоящим делом — вкладывать усилия для изменения мира, помогать людям? Знать, что благодаря твоей работе кто-то выбрался из депрессии и перестал принимать антидепрессанты, начав бегать взамен, и это изменило его жизнь?
Это же мощнейшая сила, ни один президент, даже мистер Трамп или мистер Путин не имеют такой власти.
Думаю, я начал заниматься этой деятельностью благодаря тому, чему научили меня родители, благодаря месту, где я вырос, и тому, что у меня внутри.
Конечно, работа в крупной компании, с тремя ассистентами, огромной зарплатой и полетами на частном самолете приносит свое удовольствие. Но, вкусив это, вы хотите двигаться дальше и обогащаться больше духовно, нежели материально, разве не так?
Я испытывал немалые трудности в начале, потому что в первые три года у меня не было денег даже на подарки моим детям на Рождество. Конечно, мне повезло, и это того стоило.
— Это было смелым решением, однако. Как отреагировала ваша семья?
Моя мама плакала поначалу. Это было рискованное решение, но я счастлив, что принял его.
— Оно того стоило! Карло, касаемо вашего личного увлечения бегом — вы не марафонец, насколько я знаю. Это так?
Да, но я бегал довольно много в качестве вспомогательных тренировок для моего основного спорта. Когда-то давно я был спортсменом, играл в регби в течении семи лет.
— Как ваши колени после этого, все хорошо?
О, нет, иногда слышится «хрусть-хрусть», но я все еще в строю и держусь бодро.
— И все же — планируете ли когда-нибудь пробежать марафон?
Да, когда-нибудь в поездке, так как я много путешествую.
Когда ты оказываешься в противоположной части света и у тебя джетлаг, то все равно просыпаешься в 4–5 часов утра, поэтому однажды я побегу.
Какие еще у меня планы? Конечно же, хочется жить лучше, уделять больше времени своему здоровью, но я также считаю, что здоровье приходит от того, чем ты занимаешься. А я получаю массу удовольствия от того, что делаю.
— Ну, удачи вам в ваших занятиях бегом! Давайте немного поговорим об Украине. Что вы о ней знаете?
Знаю многое из истории, история — мое хобби, так же как и политика. К сожалению, в последнее время об Украине мало говорится в международных печатных изданиях. Но у меня есть друзья из Украины, и я с ними общаюсь на эту тему.
С одной стороны, это хорошо, — наверное, дела в стране улучшаются. Но с другой стороны, к сожалению, на востоке страны до сих пор напряжение, и происходит что-то нехорошее. Поэтому надеюсь, что мало-помалу ситуация улучшится, потому что Украина — красивая, большая и важная страна.
— Спасибо, Карло. Сейчас и правда на востоке Украины продолжается война, и мы теряем там лучших людей. Все обязательно наладится, уверен. Но давайте продолжим на хорошей ноте: какое, на ваш взгляд, оптимистичное будущее ждет нашу Планету?
Я думаю, что сейчас тот период, когда мы очень неправильно распределяем и используем ресурсы, период, когда в Тихом океане остров из пластика размером с Францию — есть много вещей, которые нужно исправить.
Но я настроен оптимистично: в мире много разумных и мудрых людей, которые могут исправить ситуацию. Вначале вы определяете проблему, а потом работаете над ее решением.
У нас в офисе мы стараемся не использовать слишком много пластика. Мои дети, когда хотят пить, больше не пьют из трубочки, потому что это классический пример того, что вы что-то используете, а потом сразу выбрасываете. Я лично стараюсь не использовать пластиковую посуду.
Знаете, если каждый из нас будет пробовать, постепенно, шаг за шагом — мы значительно улучшим общую ситуацию. Когда вы ложитесь спать поздно вечером, сделав несколько таких небольших вещей, то ощущаете себя лучшей личностью.
— Вы вспомнили про трубочки и еду. Расскажите про свои вкусовые предпочтения. Возможно, вы могли бы вы порекомендовать два своих любимых блюда чешской кухни?
Я любитель прежде всего хорошей еды, это черта всех итальянцев. Так как еда для нас — это не просто кормежка, это культура.
Я не такой уж хороший советчик по чешской кухне. Когда я впервые приехал в Чехию, то заказал сыр во фритюре с картошкой фри — это самое базовое блюдо, для студентов. Но я до сих пор его заказываю, когда иду в ресторан.
Чешская кухня вкуснее в зимний период, чем летом, так как она горячая и сытная. Лучшее блюдо — это местный суп «полевка».
Я не ем много мяса, потому что считаю, что мы потребляем его с избытком, и слишком много земли отведено под животноводство, а не для выращивания овощей и прочих культур. Потребление мяса выросло на 46% с 2015 года. Представляете? И я не думаю, что это хорошая тенденция для нашего мира.
— Что бы вы сказали бегунам из других стран, которые ни разу не бывали в Чехии, чтобы привлечь их принять участие в ваших забегах?
Чехия — красивая, приветливая и цивилизованная страна. Здесь, как принято говорить, больше зáмков, чем людей. Как и в Украине, в Чехии есть множество красивых мест, о которых туристы не знают.
Я верю, что то, что мы делаем, помогает и нам самим, и другим людям узнать нашу страну лучше, открыть ее с другой стороны. Вот когда вы можете прогуляться по Киеву и посмотреть вокруг, не наблюдая при этом сотни машин? Только когда проходит марафон.
Один из лучших вариантов экскурсии, который вы можете предложить людям — беговое событие в центре города без машин.
Я считаю, это здорово помогает развитию и популяризации наших стран, городов, территорий и нас самих.
Вокруг гонки организован целый городок. Обычно это выходной день, участники приходят с семьями, играет музыка, есть множество активностей. Это не только забег, а целый беговой праздник.
Мы очень ориентированы на бегунов, много думаем о том, как сделать их опыт наиболее комфортным, чтобы они почувствовали, что о них заботятся.
Фото: Дима Коваленко, metro.cz, e15.cz
На заметку: мы сделали целый спецпроект Ногибоги и RunCzech, посвященный беговой Чехии и самым интересным забегам в ней (загляните, там красиво!).